Положение бракеражной комиссии МБОУ СОШ№3

Принято
на Педагогическом совете
МБОУ СОШ № 3
Протокол № 1 от 31.08.2023 г.

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №3
________________Башта М.Н.
Приказ № 222 от 01.09.2023 г.

УЧТЕНО
Мотивированное мнение Совета
родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся
МБОУ СОШ № 3
Протокол № 1 от 01.09.2023 г.
УЧТЕНО
Мотивированное мнение Совета
обучающихся МБОУ СОШ №3
Протокол № 1 от 01.09.2023 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о бракеражной комиссии
МБОУ СОШ № 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Данное Положение о бракеражной комиссии в школе разработано в
соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями от 04.августа 2023
года, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН
2.3/2.4.3590-20 "Санитарно эпидемиологические требования к организации
общественного
питания
населения",
Постановлением
главного
государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», Федеральным законом № 29-ФЗ
от 2 января 2000 г «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в
редакции от 1 января 2022 года), а также Уставом общеобразовательной
организации и другими нормативными правовыми актами Российской
Федерации,
регламентирующими
деятельность
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Настоящее Положение о комиссии по контролю за организацией и
качеством питания, бракеражу готовой продукции в школе определяет цель,
задачи и функции комиссии по контролю за организацией и качеством
питания, бракеражу готовой продукции (далее комиссия), регламентирует ее
деятельность, устанавливает права, обязанности и ответственность ее членов.

1.3. Комиссия по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу
готовой продукции — комиссия общественного контроля организации,
осуществляющей образовательную деятельность, созданная в целях
осуществления качественного и систематического контроля за организацией
питания обучающихся, контроля качества доставляемых продуктов и
соблюдения санитарно-гигиенических требований при приготовлении и
раздаче пищи в школе.
1.4.Комиссия
в
своей
деятельности
руководствуется
санитарноэпидемиологическими правилами и нормами СП 2.3/2.4.3590-20,
СП 2.4.3648-20, СП 3.1/2.4.3598-20, СП 2.2.3670-20, сборниками рецептур,
технологическими картами.
1.5. В задачи комиссии входит:
 контроль за качеством доставляемых продуктов питания;
 контроль и качество приготовления блюд;
 контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований при
приготовлении и раздаче пищи в общеобразовательной организации.
1.6.Состав комиссии, сроки ее полномочий утверждаются приказом
директора общеобразовательной организации на начало учебного года. Срок
полномочий комиссии - 1 год.
1.7. Комиссия состоит из не менее 3 человек. В состав комиссии могут
входить: представитель администрации: директор школы , его заместитель
или ответственный по питанию (председатель комиссии); медицинский
работник (диетсестра); кладовщик; педагогические сотрудники; повара; член
профсоюзного
комитета
школы;
представитель
родительской
общественности общеобразовательной организации (члены комиссии). В
необходимых случаях в состав комиссии могут быть включены другие
работники организации, приглашенные специалисты.
1.8. Комиссия работает в тесном контакте с администрацией и профсоюзным
комитетом школы.
2. Функции комиссии по контролю за организацией и качеством
питания, бракеражу готовой продукции, объекты, предмет и
субъекты контроля комиссии
2.1. К основным функциям комиссии в школе относят:
 контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм при
транспортировке, доставке и разгрузке продуктов питания;
 проверка на пригодность складских и других помещений,
предназначенных для хранения продуктов питания, а также соблюдения
правил и условий их хранения согласно признакам доброкачественности
продуктов (Приложение 1);
 проверка соответствия пищи физиологическим потребностям
обучающихся в основных пищевых веществах;
 проверка соответствия объемов приготовленного питания объему разовых
порций и количеству детей;

 проверка на раздаче правильности хранения блюд, наличия компонентов
для оформления, отпуска блюд, температуры блюд после проверки их
качества;
 контроль организации работы на пищеблоке;
 отслеживание за правильностью составления ежедневного меню;
 наблюдение за соблюдением правил личной гигиены работниками
пищеблока;
 осуществление контроля за сроками реализации продуктов питания и
качеством приготовления пищи; отбор суточной пробы, проведение
органолептической оценки готовой пищи, т.е. определение ее цвета, запаха,
вкуса, консистенции, жесткости, сочности и т.д. (Приложение 2);
 направление при необходимости продукции на исследование в санитарнотехнологическую пищевую лабораторию.
2.2. Комиссия проверяет:
 сопроводительную документацию на поставку продуктов питания, сырья
(с каждой поступающей партией), товарно-транспортные накладные,
заполняя журнал бракеража скоропортящейся пищевой продукции;
 условия транспортировки каждой поступающей партии, составляя акты
при выявлении нарушений;
 рацион питания, сверяя его с основным двухнедельным и ежедневным
меню;
 наличие технологической и нормативно технической документации на
пищеблоке;
 ежедневно сверяет закладку продуктов питания с меню;
 соответствие приготовления блюда технологической карте;
 помещения для хранения продуктов, холодильное оборудование
(морозильные камеры), соблюдение условий и сроков реализации,
ежедневно заполняя соответствующие журналы; осуществляет ежедневный
визуальный контроль условий труда в производственной среде пищеблока и
школьной столовой; визуально контролирует ежедневное состояние
помещений пищеблока, школьной столовой, а также 1 раз в неделю —
инвентарь и оборудование пищеблока;
 осматривает сотрудников пищеблока, раздатчиков пищи, заполняя
Гигиенический журнал (сотрудники), проверяет санитарные книжки;
 соблюдение противоэпидемических мероприятий на пищеблоке - 1 раз в
неделю, заполняя инструкции, журнал генеральной уборки, ведомость учета
обработки посуды, столовых приборов, оборудования;
 ежедневно сверяет контингент питающихся детей с Приказом об
организации питания, списком детей, питающихся бесплатно, документы,
подтверждающие статус семьи, подтверждающие документы об
организации индивидуального питании соответствие ежедневного режима
питания с графиком приема пищи;
 ежедневную гигиену приема пищи, составляя акты по проверке
организации питания.

2.3. Объекты, предмет и субъекты контроля комиссии:
 оформление сопроводительной документации, маркировка продуктов
питания;
 показатели качества и безопасности продуктов;
 полнота и правильность ведения и оформления документации на
пищеблоке, школьной столовой; поточность приготовления продуктов
питания;
 качество мытья, дезинфекции посуды, столовых приборов на пищеблоке, в
школьной столовой; условия и сроки хранения продуктов;
 условия хранения дезинфицирующих и моющих средств на пищеблоке
(кухне); соблюдение требований и норм СанПин 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного
питания населения» при приготовлении и выдаче готовой продукции;
исправность холодильного, технологического оборудования;
 личная гигиена, прохождение гигиенической подготовки и аттестации,
медицинский осмотр, вакцинации сотрудниками общеобразовательной
организации; дезинфицирующие мероприятия, генеральные уборки,
текущая уборка на пищеблоке, в школьной столовой.
2.4. Контроль осуществляется в виде выполнения ежедневных
функциональных обязанностей комиссии по контролю за организацией и
качеством питания, бракеражу готовой продукции, а также плановых или
оперативных проверок.
2.5. Плановые проверки осуществляются в соответствии с утвержденным
директором школы Планом производственного контроля за организацией и
качеством питания на учебный год, который разрабатывается с учетом
Программы производственного контроля за соблюдением санитарных
правил
и
выполнением
санитарно
противоэпидемиологических
(профилактических) мероприятий и доводится до сведения всех членов
коллектива общеобразовательной организации перед началом учебного
года.
2.6. Все блюда и кулинарные изделия, изготовляемые на пищеблоке школы,
подлежат обязательному бракеражу по мере их готовности. Бракераж пищи
проводится до начала отпуска каждой вновь приготовленной партии.
2.7. В целях контроля за качеством и безопасностью приготовленной
пищевой продукции на пищеблоке отбирается суточная проба от каждой
партии приготовленной пищевой продукции.
2.8. Отбор суточной пробы осуществляется в специально выделенные
обеззараженные и промаркированные емкости (плотно закрывающиеся) отдельно каждое блюдо и (или) кулинарное изделие. Холодные закуски,
первые блюда, гарниры и напитки (третьи блюда) отбираются в количестве
не менее 100 г. Порционные блюда, биточки, котлеты, сырники, оладьи,
колбаса, бутерброды оставляются поштучно, целиком (в объеме одной
порции). Суточные пробы хранятся не менее 48 часов в специально
отведенном в холодильнике месте/холодильнике при температуре от +2°С
до +6°С.

2.9. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае
неготовности, блюдо к выдаче не допускается до устранения выявленных
недостатков. Результат бракеража регистрируется в журнале бракеража
готовой продукции с указанием причин запрета к выдаче готовой пищевой
продукции, фактов списания, возврата пищевой продукции, принятия на
ответственное хранение.
2.10. Комиссия составляет акты на списание продуктов, невостребованных
порций, оставшихся по причине отсутствия детей.
2.11. При выявлении нарушений комиссия составляет акт за подписью всех
членов.
2.12. Комиссия вносит предложения по улучшению питания детей в
общеобразовательной организации.
2.13. Комиссия отчитывается о результатах своей контрольной
деятельности на административных совещаниях, педсоветах, заседаниях
родительского комитета
3. Оценка организации питания в школе
3.1 Комиссия в полном составе ежедневно приходит на снятие бракеражной
пробы за 30 минут до начала раздачи готовой пищи, предварительно
ознакомившись с основным и ежедневным меню.
3.2 Меню должно быть утверждено директором.
3.3 Бракеражную пробу берут из общего котла (кастрюли), предварительно
перемешав тщательно пищу в котле.
3.4 Бракераж начинают с блюд, имеющих слабовыраженный запах и вкус
(супы и т.п.), а затем дегустируют те блюда, вкус и запах которых
выражены отчетливее, сладкие блюда дегустируются в последнюю очередь.
3.5 В журнал бракеража готовой пищевой продукции вносятся результаты
органолептической оценки качества готовых блюд и результаты
взвешивания порционных блюд. Журнал должен быть прошнурован,
пронумерован и скреплен печатью.
3.6 Органолептическая оценка дается на каждое блюдо отдельно
(температура, внешний вид, запах, вкус; готовность и доброкачественность).
3.7 Оценка «Соответствует органолептической оценке блюда» - блюдо
приготовлено в соответствии с технологией, к выдаче разрешено;
3.8 Оценка «Не соответствует органолептической оценке блюда» изменения в технологии приготовления блюда невозможно исправить. К
раздаче не допускается, требуется замена блюда.
3.9 Оценка качества блюд и кулинарных изделий заносится в журнал
установленной формы и оформляется подписями всех членов комиссии.
3.10 Оценка качества блюд и кулинарных изделий «не соответствует
органолептической оценке блюда» комиссией или другими проверяющими
лицами, обсуждается на аппаратном совещании при заведующем. Лица,
виновные в неудовлетворительном приготовлении блюд и кулинарных
изделий, привлекаются к материальной и другой ответственности

3.11 Комиссия также определяет фактический выход одной порции каждого
блюда. Фактический объем первых блюд устанавливают путем деления
емкости кастрюли или котла на количество выписанных порций. Для
вычисления фактической массы одной порции каш, гарниров, салатов и т.п.
взвешивают всю кастрюлю или котел, содержащий готовое блюдо, и после
вычета массы тары делят на количество выписанных порций. Если объемы
готового блюда слишком большие, допускается проверка вычисления
фактической массы одной порции каш, гарниров, салатов и т.п. по тому же
механизму при раздаче в групповую посуду.
3.12 Проверку порционных вторых блюд (котлеты, тефтели и т.п.)
производят путем взвешивания пяти порций в отдельности с установлением
равномерности распределения средней массы порции, а также установления
массы 10 порций (изделий), которая не должна быть меньше должной
(допускаются отклонения +3% от нормы выхода). Для проведения
бракеража необходимо иметь на пищеблоке весы, пищевой термометр,
чайник с кипятком для ополаскивания приборов, две ложки, вилку, нож,
тарелку с указанием веса на обратной стороне (вмещающую как 1 порцию
блюда, так и 10 порций), линейку.
3.13 Оценка качества продукции заносится в журнал бракеража готовой
пищевой продукции до начала выдачи готовой пищи. В журнале отмечают
результат пробы каждого блюда, а не рациона в целом.
4. Права, обязанности, ответственность комиссии
4.1 Комиссия имеет право:
 выносить на обсуждение конкретные предложения по организации
питания в школе;
 контролировать выполнение принятых решений; направлять при
необходимости продукцию на исследование в санитарнотехнологическую
пищевую лабораторию;
 составлять инвентаризационные ведомости и акты на списание
невостребованных порций, недоброкачественных продуктов;
 давать рекомендации, направленные на улучшение питания в
общеобразовательной организации
 ходатайствовать перед администрацией школы о поощрении или
наказании работников, связанных с организацией питания в
общеобразовательной организации.
4.2 Комиссия обязана:
 контролировать соблюдение санитарно гигиенических норм при
транспортировке, доставке и разгрузке продуктов питания;
 проверять складские и другие помещения на пригодность для хранения
продуктов питания, а также условия хранения продуктов;
 контролировать организацию работы на пищеблоке;
 следить за соблюдением правил личной гигиены работниками пищеблока;

 осуществлять контроль сроков реализации продуктов питания и качества
приготовления пищи;
 присутствовать при закладке основных продуктов, проверять выход блюд;
 проводить органолептическую оценку готовой пищи; проверять
соответствие объемов приготовленного питания объему разовых порций и
количеству обучающихся.
4.3 Комиссия несет ответственность:
 за выполнение закрепленных за ней полномочий;
 за принятие решений по вопросам, предусмотренным настоящим
Положением, и в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации;
 за достоверность излагаемых фактов в учетно-отчетной документации.
5. Делопроизводство
5.1. Комиссия ведет акты на списание невостребованных порций и
следующие журналы:
 Гигиенический журнал (сотрудники);
 Журнал бракеража готовой пищевой продукции;
 Журнал бракеража скоропортящейся пищевой продукции;
 Журнал учета температурного режима холодильного оборудования;
5.2. Журналы в бумажном виде должны быть пронумерованы, прошнурованы
и скреплены печатью общеобразовательной организации. Возможно ведение
журналов в электронном виде.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом,
принимается на Педагогическом совете общеобразовательной организации и
утверждается (либо вводится в действие) приказом директора школы.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
6.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1.
настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу

Приложение 1
Методика определения качества продуктов
Органолептическую оценку начинают с внешнего осмотра образцов
продуктов. Осмотр лучше проводить при дневном свете. Осмотром
определяют внешний вид продуктов, их цвет. Определяется запах продуктов.
Запах определяется при затаенном дыхании.
Для обозначения запаха пользуются эпитетами: чистый, свежий,
ароматный, пряный, молочнокислый, гнилостный, кормовой, болотный,
илистый. Специфический запах обозначается: селедочный, чесночный,
мятный, ванильный, нефтепродуктов и т.д.
Вкус продуктов, как и запах, следует устанавливать при характерной для
нее температуре.
При снятии пробы необходимо выполнять некоторые правила
предосторожности: из сырых продуктов пробуются только те, которые
применяются в сыром виде; вкусовая проба не проводится в случае
обнаружения признаков разложения в виде неприятного запаха, а также в
случае подозрения, что данный продукт был причиной пищевого отравления.
Признаки доброкачественности основных продуктов, используемых
в детском питании
Мясо. Свежее мясо красного цвета, жир мягкий, часто окрашенный в
яркокрасный цвет, костный мозг заполняет всю трубчатую часть, не отстает
от краев кости. На разрезе мясо плотное, упругое, образующаяся при
надавливании ямка быстро выравнивается. Запах свежего мяса — мясной,
свойственный данному виду животного.
Жир имеет белый или светло-желтый цвет. Сухожилия плотные, белого
цвета, иногда с серовато-желтым оттенком. Запах характерный для каждого
вида мяса. Доброкачественность мороженого и охлажденного мяса
определяют с помощью подогретого стального ножа, который вводят в
толщу мяса и выявляют характер запаха мясного сока, остающегося на ноже.
Свежесть мяса можно установить и пробной варкой — небольшой кусочек
мяса варят в кастрюле под крышкой и определяют запах выделяющегося при
варке пара. Бульон при этом должен быть прозрачным, блестки жира —
светлыми. При обнаружении кислого или гнилостного запаха мясо
использовать нельзя.
Рыба. У свежей рыбы чешуя гладкая, блестящая, плотно прилегает к телу,
жабры ярко-красного или розового цвета, глаза выпуклые, прозрачные. Мясо
плотное, упругое, с трудом отделяется от костей, при нажатии пальцем ямка
не образуется, а если и образуется, то быстро и полностью исчезает. Тушка
рыбы, брошенная в воду, быстро тонет. Запах свежей рыбы чистый,
специфический, не гнилостный. У мороженой доброкачественной рыбы
чешуя плотно прилегает к телу, гладкая, глаза выпуклые или на уровне
орбит, мясо после оттаивания плотное, не отстает от костей, запах
свойственный данному виду рыбы, без посторонних примесей.

У несвежей рыбы мутные ввалившиеся глаза, чешуя без блеска, покрыта
мутной липкой слизью, живот часто бывает вздутым, анальное отверстие
выпячено, жабры желтоватого и грязно-серого цвета, сухие или влажные, с
выделением дурно пахнущий жидкости бурого цвета. Мясо дряблое, легко
отстает от костей. На поверхности часто появляются ржавые пятна,
возникающие при окислении жира кислородом воздуха. У вторично
замороженной рыбы отмечается тусклая поверхность, глубоко ввалившиеся
глаза, измененный цвет мяса на разрезе. Такую рыбу использовать в пищу
нельзя.
Для определения доброкачественности рыбы, особенно замороженной,
используют пробу с ножом (нагретый в кипящей воде нож вводится в мышцу
позади головы и определяется характер запаха). Применяется также пробная
варка (кусок рыбы или вынутые жабры варят в небольшом количестве воды и
определяют характер запаха, выделяющегося при варке пара).
Молоко и молочные продукты. Свежее молоко белого цвета со слегка
желтоватым оттенком (для обезжиренного молока характерен белый цвет со
слабо синеватым оттенком), запах и вкус приятный, слегка сладковатый.
Доброкачественное молоко не должно иметь осадка, посторонних примесей,
несвойственных привкусов и запахов.
Творог имеет белый или слабо-желтый цвет, равномерный по всей массе,
однородную нежную консистенцию, вкус и запах кисломолочный, без
посторонних привкусов и запахов. В образовательных учреждениях
использование творога разрешается только после термической обработки.
Сметана должна иметь густую однородную консистенцию без крупинок
белка и жира, цвет белый или слабо-желтый, характерный для себя вкус и
запах, небольшую кислотность. Сметана в образовательных учреждениях
всегда используется после термической обработки.
Сливочное масло имеет белый или светло-желтый цвет равномерный по
всей массе, чистый характерный запах и вкус, без посторонних примесей.
Перед выдачей сливочное масло зачищается от желтого края,
представляющего собой продукты окисления жира. Счищенный слой масла в
пищу для детей не употребляется даже в случае его перетопки.
Яйца. В образовательных учреждениях разрешено использовать только
куриные яйца. Свежесть яиц устанавливается путем просвечивания их через
овоскоп или просмотром на свету через картонную трубку. Можно
использовать и такой способ, как погружение яйца в раствор соли (20 г соли
на 1 л воды). При этом свежие яйца в растворе соли тонут, а усохшие,
длительно хранящиеся всплывают.
Приложение 2
Методика органолептической оценки пищи.
Органолептическая оценка первых блюд
Для органолептической оценки первого блюда (после тщательного
перемешивания в котле) его берут в небольшом количестве на тарелку.

По внешнему виду определяют тщательность очистки овощей, наличие
посторонних примесей, загрязненности, проверяют форму нарезки овощей,
сохранение ее в процессе варки, сравнивают их набор с рецептурой по
раскладке. Обращают внимание на прозрачность супов и бульонов, особенно
из мяса и рыбы (недоброкачественные мясо и рыба дают мутные бульоны, на
поверхности не образуют жирных янтарных пленок, капли жира имеют
мелкодисперсный вид).
При определении вкуса и запаха блюда
отмечают наличие постороннего привкуса, запаха, горечи, излишней
кислотности, пересола. Не разрешаются блюда с привкусом сырой и
подгоревшей муки, с недоваренными или сильно переваренными
продуктами, комками заварившейся муки, резкой кислотностью, пересолом и
др.
Органолептическая оценка вторых блюд
Органолептическая оценка вторых блюд проводится по их составным
частям. Общая оценка дается только соусным блюдам (рагу, гуляш).
При внешнем осмотре блюда обращают внимание на характер нарезки
мяса, равномерность порционирования, цвет поверхности и разреза
(заветренная темная поверхность отварного мяса свидетельствует о
длительном его хранении без бульона, красно-розовый цвет на разрезе котлет
— о недостаточной их протушивания).
Консистенция блюда дает представление о степени его готовности, а
также о соблюдении рецептуры (вязкая консистенция котлет, например,
указывает на избыточное добавление в них хлеба). Мясо должно быть
мягким, сочным, мясо птицы — легко отделяться от костей, филе рыбы —
мягким, сочным, не крошащимся.
При оценке овощных гарниров обращают внимание на качество очистки
овощей, консистенцию блюда , внешний вид, цвет (синеватый оттенок
картофельного пюре, например, означает нехватку молока и жира). При
оценке крупяных гарниров их консистенцию сравнивают с запланированной
по меню-раскладке (рассыпчатая, вязкая). Биточки и котлеты из круп должны
сохранять форму после запекания.
Макаронные изделия должны быть мягкими и легко отделяться друг от
друга.
Консистенцию соусов определяют, сливая их тонкой струйкой из ложки в
тарелку, при этом обращают внимание на цвет, вкус и запах. Плохо
приготовленный соус содержит частички пригоревшего лука, имеет серый
цвет, горьковатый привкус. Если в него входят томат и жир или сметана, то
соус должен быть приятного янтарного цвета.
При определении вкуса и запаха блюд обращают внимание на наличие
специфических запахов. Особенно это важно для рыбы, которая легко
приобретает посторонние запахи из окружающей среды. Вареная рыба
должна иметь вкус, характерный для данного ее вида с хорошо выраженным
привкусом овощей и пряностей, а жареная — приятный слегка заметный вкус
свежего жира, на котором ее жарили. Она должна быть мягкой, сочной, не
крошащейся сохраняющей форму нарезки.

Масса порционных блюд должна соответствовать выходу блюда,
указанному в меню При нарушении технологии приготовления пищи, а
также в случае неготовности блюдо допускают к выдаче только после
устранения выявленных кулинарных недостатков


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».